Ошибки капитана Франческо Скеттино (видео) • Pinterestno

Ошибки капитана Франческо Скеттино (видео)

Вечером 13 января 2012 года, в пятницу, всё шло по намеченному плану. Подхватив в римском морском порту Чивитавеккья последних пассажиров, Коста Конкордия продолжила круиз по Средиземному морю. Теперь на борту лайнера было 4229 человек, из них 3206 пассажиров, остальные – члены экипажа.

По действовавшим в 2012 году правилам морских перевозок все пассажиры в течение суток после посадки на судно обязаны пройти инструктаж по действиям в чрезвычайной ситуации. Но 696 человек, присоединившихся к круизу в Чивитавеккье, пройти инструктаж не успели – он был запланирован на следующее утро. Этим планам не суждено было осуществиться.

Ошибки капитана Скеттино или дьявольское стечение обстоятельств?

Судьба была благосклонна к Франческо. Рождённый в 1960 году в предместье Неаполя, он был потомственным моряком. Мать из семьи судовладельцев в нескольких поколениях, отец и дед служили капитанами. Ему уготовано было стать мореплавателем. Чем он, собственно говоря, и занялся.

Воспользуйтесь подписной формой, чтобы получать уведомления об акциях и специальных предложениях от Aviasales.ru — дешевые авиабилеты от 728 авиакомпаний по всему миру. Находите самые выгодные предложения и скидки на авиабилеты по всему миру.

Окончив Морской институт в Пьяно-ди-Сорренто (L’Istituto Tecnico Nautico Nino Bixio) с хорошими оценками, Скеттино направил стопы в пассажирский флот. Правда, сначала подвизался он по специальности, приобретённой в институте, – инженером-электриком. Но очень быстро сменил «ориентацию» и переквалифицировался в мореходы. Восемь лет Скеттино блуждал и набирался опыта: работал на пассажирском пароме, водил частные яхты, служил в военно-морских силах Италии, был капитаном нефтяного танкера. И наконец, в возрасте 30 лет нашёл себя в круизной отрасли.

Уже будучи бывалым 42-летним моряком, Франческо Скеттино в 2002 году устроился в американскую круизную корпорацию Carnival Corporation. И оттуда получил назначение на должность офицера по безопасности корабля в дочернюю компанию Costa Crociere – будущего судовладельца Коста Конкордия. Здесь его карьера пошла в гору, и он вырос до помощника капитана круизного лайнера Серена.

Правила Costa Crociere гласят: чтобы стать капитаном круизного лайнера, необходимо иметь профессиональный стаж работы не менее 20 лет. Однако, несмотря на отсутствие такого стажа, Франческо Скеттино в 2006 году становится капитаном новенького, только что вышедшего из доков флагмана компании – корабля Коста Конкордия. В 2006 году эта 290-метровая 15-палубная громадина занимала 10-ую строчку в рейтинге ТОП-10 самых больших круизных лайнеров в мире.

240*400

Попробуем разобраться. Как мог человек, не имеющий ни профессионального опыта, ни соответствующих личных качеств, ни даже толкового образования стать капитаном огромного судна? Вы же не поставите, скажем, директором металлургического завода пусть и хорошего человека, но местного токаря со средним образованием, да к тому же и любителя «поддать» и побуянить? Абсурд. Профессия токаря не менее важна, но для руководства крупным предприятием всё же требуются специальные знания и производственный опыт. А также личная воля и самодисциплина, которых у Скеттино не было и в помине. По свидетельству его коллег, Франческо Скеттино имел устойчивую репутацию бабника и сорвиголовы, он был высокомерен, заносчив, любил показуху, а «корабль водил, как Феррари». Ему нравилось позировать перед камерами.

Тем не менее Скеттино стал капитаном. Представляете, судьба забросила человека с такими «красивыми» качествами на такую «крутую» должность?

Если посмотреть со стороны, безусловно, человеку на таком месте есть, от чего испытывать чувство гордости: это ответственность, доверие судовладельца и тысяч пассажиров, огромный штат в подчинении, уважение окружающих. И нормальный человек, конечно, гордился бы. Хорошей, здоровой гордостью. А если ты получаешь такое назначение непонятно как, от кого и за какие «заслуги», то в этой ситуации вся твоя гордость превращается в самомнение и чванство. Но в то время его могли раскусить только очень наблюдательные и искушённые люди, так что капитан вполне себе благополучно цвёл и пах. Пока не нарвался.

Справедливости ради отмечу, что некоторые знакомые капитана оценивали его профессиональные качества на очень высоком уровне. А для компании Costa Crociere Франческо Скеттино был фетишем: капитан флагманского лайнера крупнейшей круизной флотилии, символ опыта и успеха, он красовался на многочисленных рекламных буклетах и плакатах.

Итак. Чем же выдал себя капитан? Совершил ли он ошибки, или вмешались роковые обстоятельства? Что бы случилось, если бы он не отклонился от планового маршрута? Скорее всего, ничего. Так что же произошло? Версий на этот счёт несколько.

Главная из них заключается в том, что капитан хотел гудками поприветствовать своего знакомого Марио Паломбо, проживающего на острове Джильо, проведя судно вблизи его берегов. Мол, это традиция, и он проделывал это много раз. Сам Скеттино признался в этом на следствии, но затем отказался от версии и выдвинул другую.

Версия номер два: якобы капитан получил приказ отклониться от курса от некоего неизвестного менеджера корпорации Carnival Corporation. Однако эта версия не получила подтверждения.

Мне представляется наиболее правдоподобной ещё одна версия. Попытаемся представить себе личность этого человека. Чувство бахвальства, собственного превосходства и непогрешимости, а не здравый ум, опыт и логика бывалого морехода руководят его действиями. Желание произвести «должное» впечатление на своих гостей, приглашённых на капитанский мостик, особенно на дам, — а сейчас достоверно известно, что на мостике были посторонние, разговорами отвлекавшие капитана от выполнения своего долга, — вот его истинные мотивы. Даже если он и хотел погудеть своему знакомому, то, думаю, из тех же побуждений.

Как бы там ни было, Коста Конкордия приблизился к скалистым берегам острова на опасное расстояние. Может быть, и тут судьба простила бы капитана, если бы он не отдал совершенно не поддающийся логике приказ перевести судно на ручное управление, отключив систему навигации. Якобы капитан проведёт судно благодаря своей практике и хорошему знанию местных вод. Это была ещё одна ошибка Скеттино.

Рулевой, управлявший штурвалом, был индонезиец по имени Якоб Русли. Самое любопытное, между рулевым и капитаном вдруг возник … языковой барьер. Капитан отдавал команды на английском языке, который несчастный парень из Индонезии знал, мягко говоря, не очень хорошо. Капитан приказывает: «Поворот налево!» — рулевой крутит штурвал направо. Капитан кричит: «Направо!» — тот поворачивает налево. И так далее. Ещё один абсурд? Да не то слово. Так и хочется сказать: кто ж его туда поставил? Что, не нашлось рулевого со знанием английского языка? А ещё лучше итальянского?

Или всё-таки это то самое роковое стечение обстоятельств, которое преследовало капитана весь тот злополучный вечер? Как никак, пятница 13-ое. Короче говоря, эта сладкая парочка заводит гигантский лайнер прямо на здоровый гранитный риф, несмотря на то что на мостике помимо них находилось ещё несколько высокопоставленных сотрудников корабельной команды.

В результате судно получает огромную пробоину размером 53 метра в длину, в которую мгновенно стала поступать вода со скоростью 22 тонны в секунду (!). Удар пришёлся в места нахождения жизненно важных агрегатов судна, в том числе судовой энергоустановки. Через минуту после столкновения выключился свет, и судно потеряло управление.

Что же наш бравый капитан? Очевидцы свидетельствуют, что в первые секунды Скеттино растерялся и не знал, что предпринять. Затем отдал приказ сообщить в береговую охрану об отключении света, но не упоминать о повреждениях и помощи не запрашивать. Несмотря на то, что водооткачивающие насосы вышли из строя без постоянной электроэнергии, а корабль дрейфовал без управления, и ветер и волны несли его на берег, капитан сообщал спасательным службам о контроле над ситуацией. Он долгое время отказывался подать сигнал бедствия и начать эвакуацию людей, и это стало очередной его ошибкой.

В кризисный центр своей компании он также сообщил ложную информацию. Хотя ему доложили о повреждении трёх смежных отсеков, в компанию он доложил о затоплении «по меньшей мере, двух водонепроницаемых отсеков». Если с двумя повреждёнными отсеками корабль мог оставаться на плаву, то с тремя он был обречён.

Только спустя 40 минут после столкновения Скеттино запросил в Чивитавеккье два буксира, однако сообщил, что по-прежнему контролирует ситуацию. Несмотря на убедительные просьбы помощников и главного механика, капитан долго не решался отдать распоряжение об эвакуации людей, хотя на счету была каждая минута. Предполагаю, если бы капитан сделал всё вовремя (а он обязан был поступить именно так), спасательная операция началась бы намного раньше, и это позволило бы избежать многих человеческих жертв.

728*90

Лишь через час без малого лайнер запросил помощи у береговой охраны Ливорно – ближайшего крупного порта, а приказ «Пассажиры на берег!» прозвучал, когда корабль вынесло на мель, и он стал опасно крениться на правый борт. С момента аварии прошёл 1 час 9 минут.

Мы помним по фильму «Титаник», как экипаж помогает пассажирам эвакуироваться с тонущего корабля. На Коста Конкордия всё происходило совсем не так. Одним из первых судно покинул наш «отважный» капитан Франческо Скеттино – человек, который должен был организовать спасение людей, пассажиров и членов экипажа, и до последнего оставаться на борту. Вместо этого Скеттино быстренько переоделся в «гражданский» костюм и вместе с первым помощником сбежал с корабля на шлюпке. Григорио Де Фалько – начальник береговой охраны Ливорно, возглавивший спасательную операцию, дозвонился по мобильному телефону до уносившего ноги Скеттино и приказал немедленно вернуться на судно, но бывший капитан бывшего корабля был озабочен только спасением своей шкуры.

Впрочем, команда корабля была под стать своему «командиру». Экипаж фактически бросил людей на произвол судьбы, предоставив им «счастливую» возможность доказать справедливость лозунга о спасении утопающих. Началась суматоха, пассажиры практически дрались за места в шлюпках, отталкивали друг друга и не пропускали вперёд женщин с детьми и беременных. Об этом свидетельствует заместитель мэра коммуны Джильо Марио Пеллегрини, который поднялся на терпящее бедствие судно и принял участие в спасении людей, координируя работу спасательных служб и лично помогая пассажирам спускаться по трапам. Марио Пеллегрини оставался на Коста Конкордия до конца, одним из последних покинув корабль вместе со штурманом Симоном Каннесом и судовым врачом Сандро Чинквини.

Многие пассажиры, спасшиеся в тот вечер, свидетельствовали, что кое-какие члены экипажа, поддавшись панике, откровенно мешали эвакуации, пытаясь спасти себя. Рассказывают, как группа стюардов из Филиппин заняла места в одной из шлюпок и ногами отпихивала пытающихся пройти людей. Некоторые члены обслуживающего персонала надевали жилеты оранжевого цвета, предназначенные для пассажиров и дававшие преимущество при посадке в шлюпки, и покидали тонущий корабль, забыв о своём долге.

Впрочем, были исключения. Сотрудник лайнера, 30-летний музыкант Джузеппе Джироламо уступил двоим детям своё место в шлюпке. За это он отдал жизнь. Его тело было найдено водолазами через несколько дней. Не все люди на этом корабле оказались «достойны» своего трусливого капитана.

Последствия

Судебное заседание продолжается 19 месяцев. Участников процесса так много, что зал местного суда в Гроссето не может всех вместить, поэтому слушания происходят в здании театра. Я пристально наблюдаю за бывшим мореходом Франческо Скеттино: куда делись лоск и напускная важность? Его глаза смотрят в пол, лишь изредка блуждая по залу. Я смотрю на него не отрываясь, и в какой-то момент наши взгляды пересекаются. Его глаза фокусируются на мне, и я понимаю, что он меня узнаёт, хотя мы виделись лишь мельком несколько лет назад. Мне известно это моё свойство – быть узнаваемым. Несколько секунд мы глазеем друг на друга: в его взгляде скользят вопрос и неопределённость, а я пытаюсь понять, раскаивается ли он. Я вижу враждебность, презрение к окружающим и жалость к себе – но только не покаяние. Экс-капитан отводит взгляд, и наша дуэль заканчивается, я надеваю тёмные очки и больше не смотрю на него. Мне всё ясно. Он не сделал выводов из ситуации.

Скеттино отказывается признать свою вину. Он утверждает, что корабль напоролся на коралловый риф, который не был отмечен на карте, а многочисленных жертв удалось избежать, только благодаря умелым действиям капитана и его команды! В шлюпке экс-капитан оказался якобы случайно, поскользнувшись на палубе. И на ней он «случайно» уплыл на берег. Смешно, не правда ли?

Скеттино предоставляют последнее слово. Он называет себя «козлом отпущения», жертвой обстоятельств и экономических интересов судовладельца. Его речь прерывается, и бывший капитан начинает рыдать. Но никто не верит ему.

Стал ли Франческо Скеттино жертвой обстоятельств? Возможно. Не будем это исключать – ведь каждый должен иметь право на справедливый суд. Но в этом деле есть одно обстоятельство, которое перевешивает всё остальное. Если бы капитан позорно не сбежал с погибающего судна, не покинул его, трясясь как осиновый листок, к нему бы и отношение было другое. Всё можно простить – но не трусость и предательство. Капитан Трус.

В этой трагедии погибли 27 пассажиров. Из них – шестилетний ребёнок, девочка. Ещё 5 членов экипажа отдали свои жизни, спасая людей. Общее число погибших – 32 человека.

Коста Конкордия был поднят и перевезён в порт Генуи. Там его утилизировали. Эта виртуозная операция продолжалась четыре года. Она была завершена в июле 2017.

Для спасения уникальной флоры и фауны Тосканского архипелага в Тирренском море у берегов Италии от разлива нефти и предотвращения экологической катастрофы был предпринят ряд сложнейших мероприятий. Все они были успешно реализованы.

Были предприняты значительные меры по усилению морской безопасности и ужесточению правил пассажирских перевозок, изменены маршруты круизных лайнеров.

Компания-судовладелец Costa Crociere после признания вины была оштрафована на 1 миллион Евро. Общие убытки судовладельца оцениваются в 1,5 миллиарда долларов.

Пять старших членов команды заключили сделки с правосудием и получили относительно небольшие сроки лишения свободы (самый большой – 2 года 10 месяцев). Капитан получил 16 лет лишения свободы. В сделке с правосудием ему было отказано.

Что это по сравнению с жизнью одного ребёнка? С жизнями ещё 31 взрослого человека? Ошибки одного человека, равнодушие и халатность горстки других — и такие тяжёлые последствия.

Последние комментарии Facebook

#FrancescoSchettino #ФранческоСкеттино #капитан #корабль #море #Италия #крушение #КостаКонкордия

Похожие истории

Написать ответ

Facebook Comments

Подписка на рассылку

Будьте в курсе. Новые истории по электронной почте. Гарантируем отсутствие спама.

Согласен на обработку персональных данных Политика конфиденциальности

Мы сохраняем файлы cookies, чтобы Вам было удобнее работать с сайтом Pinterestno. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на использование cookies. Политика конфиденциальности

The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

Close