Самые опасные аэропорты мира — топ-10

03.07.2019 Авиация

Начиная эту историю про самые опасные аэропорты мира, попробую немного поразмышлять. Усаживаясь в пассажирское кресло на борту самолёта, всякий раз испытываешь волнение. Каждый человек по-разному воспринимает полёт: кто-то лишь слегка нервничает, а кто-то вообще испытывает животный ужас от мысли, что придётся провести пару-тройку часов в воздухе.

Я вспоминаю одного моего знакомого, военного. На земле это был бравый офицер, жёсткий и несгибаемый начальник службы безопасности одного крупного холдинга. Однажды, лет, пожалуй, пятнадцать уже минуло, нам с ним предстояло совершить 6-часовой внутренний перелёт из Москвы. Как только наш Ту-154 оторвался от земли, этот доблестный воин вжался в кресло, вцепившись руками в подлокотники, так что они побелели от напряжения, и каждые несколько секунд повторял посиневшими губами примерно следующие фразы: «Кажется, шасси не закрылись», «По-моему, один мотор не работает» или «Крыло как-то странно вибрирует». В конце концов мы нормально долетели до пункта назначения: шасси, моторы и крылья работали исправно.

На самом деле, да. Летать лично для меня тоже всегда волнительно, хотя перед полётами я стараюсь не думать об этом. Обязательно беру на борт интересную книгу и начинаю читать, ещё когда авиалайнер стоит у шлюза, а пассажиры только рассаживаются по местам. Этот способ неплохо помогает справиться с тревогой. И что делать тем, кто боится летать? Можно, конечно, сидеть дома и нигде не побывать. Но тогда у вас не будет чудесных воспоминаний и интересного опыта .

При всём при этом пассажирский воздушный транспорт считается самым безопасным, если посмотреть на него с точки зрения пропорции «количество пассажиров к числу жертв». На автомобильных дорогах погибает ежегодно значительно больше людей. Просто состояние полёта менее естественно для человека, чем передвижение по земле, а потому и более страшно.

С другой стороны, есть некоторые факторы, которые усиливают либо ослабляют негативные ощущения от полёта. Например, если вы летом летите на Кипр, вас ждёт комфортный перелёт и мягкая посадка. А вот если вы попробуете полететь на тот же Кипр в феврале или марте, то можете попасть при посадке в приличную болтанку: в это время на Кипре сильные ветра, и пассажирам приходится несколько минут понервничать. При этом оба аэропорта Кипра – в Ларнаке и в Пафосе – благоприятны для пассажиров.

Многое зависит и от стиля пилотирования. Я много полетал на самых разных бортах, и большинство рейсов стёрлись из памяти, но некоторые я всё же запомнил, именно из-за связанного с ними экстрима. Однажды летел из Волгограда в Москву на маленьком Ту-134. Такое ощущение, что лайнером управлял пилот Формулы-1: по прямой мы почти не летели, самолёт постоянно рыскал вправо и влево, словно проезжал по формульным шиканам, заваливаясь то в одну сторону, то в другую..

А ещё запомнился один взлёт из Дубая на большом Airbus A380 компании Emirates. Самолёт взмыл в воздух, как будто ракета: почти вертикально. Я понимаю, что такое, скорее всего, невозможно, и специалисты меня поправят. Но было впечатление, что моя спина при взлёте приняла горизонтальное положение вместе со спинкой кресла.

Конечно, огромное значение для ваших эмоций играют аэропорты. Большинство их по всему миру вполне комфортны, но есть опасные и даже экстремальные. Вот о таких аэропортах и поговорим в сегодняшней истории. Они считаются таковыми из-за близости к горным вершинам, скалам, многолюдным пляжам, основным дорогам или другим особенностям, нетрадиционным для большинства других аэропортов.

Должен отметить, что это не рейтинг самых опасных аэропортов в мире. Невозможно выделить самые опасные или менее опасные. Они все опасные и все экстремальные. Поэтому, преследуя цели справедливости, я расположил их в порядке возрастания длины взлётно-посадочной полосы. Итак, десять самых опасных аэропортов мира.

Аэропорт Хуанчо Ираускин

Самые опасные аэропорты - Аэропорт Хуанчо Ираускин

Аэропорт Хуанчо Ираускин
Автор снимка Fyodor Borisov, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 3.0

Аэропорт Хуанчо Ираускин расположен на острове Саба на Карибах . Аэропорт находится на небольшом полуострове на высоких холмах, и на обоих торцах взлётно-посадочной полосы скалы обрываются в море. Кроме того, взлётно-посадочная полоса в этом аэропорту — одна из самых коротких в мире и самая короткая из коммерческих: её длина всего 400 метров, что вместе с сильными местными ветрами и постоянными морскими брызгами создаёт дополнительный риск для посадки и взлёта.

Опытные пилоты говорят об аэропорте Хуанчо Ираускин как об одном из самых опасных аэропортов в мире. Аэропорт сейчас официально закрыт для реактивных самолётов, но винтовые воздушные суда региональных авиакомпаний могут приземлиться там по специальному разрешению от Управления гражданской авиации Нидерландских Антильских островов. Самыми распространёнными самолётами для приземления являются DHC-6 Twin Otter и BN-2 Islander.

Видео третьей стороны: YOUTUBE-канал Eli van Witsen

Аэропорт назван в честь политика из соседней Арубы , который поддержал строительство аэропорта в начале 1960-х годов перед нидерландским правительством. Хуанчо Ираускен, который в то время был министром финансов Нидерландских Антильских островов, добился выделения финансирования на строительство аэропорта в сумме 600 000 гульденов. Аэропорт фактически начал свою работу 24 июля 1963 года. Хуанчо Ираускин умер годом ранее, и его вдова перерезала ленту на официальной церемонии открытия 18 сентября.

В 1998 году ураган Жорж разрушил здание терминала аэропорта. Правительство Нидерландов финансировало строительство нового здания, которое было открыто в 2002 году.

Взлётно-посадочная полоса Матекане

Взлётно-посадочная полоса Матекане

Взлётно-посадочная полоса Матекане
Автор снимка Tom Claytor — www.claytor.com, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 4.0

Взлётно-посадочная полоса Матекане — это аэропорт в Королевстве Лесото в Южной Африке. Длина полосы составляет всего 416 метров (по другим данным – 400 метров). Сама полоса заканчивается на краю ущелья глубиной 2,3 километра. Правда, разбег самолёта для набора высоты не завершается в конце полосы. Только после того, как самолёт ещё около 600 метров «падает» в пропасть, он начинает набор высоты. Вот это настоящий экстрим.

Аэропорт Матекане закрыт для международных и региональных рейсов. Но взлётно-посадочная полоса продолжает использоваться частными самолётами малой авиации, благотворительными организациями и врачами для доступа к отдалённым деревням в этом районе.

Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари

Самые опасные аэропорты - Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари

Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари
Автор снимка Chris Marquardt, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари — небольшой аэропорт в городе Лукла в восточном Непале. Знаменитый американский телеканал The History Channel (исторический канал) признал в 2010 году аэропорт Лукла самым опасным аэропортом в мире. Он известен ещё и тем, что многие альпинисты начинают восхождение в базовый лагерь Эверест именно отсюда.

Расположенная на высоте 2845 метров, взлётно-посадочная полоса огорожена высокими горами с одного торца и пропастью глубиной 700 метров с другого торца. Асфальтовая ВПП аэропорта доступна только для вертолётов и небольших самолётов с коротким взлётом и посадкой, таких как DHC-6 Twin Otter, Dornier Do 228, L-410 Turbolet и Pilatus PC-6. Длина взлётно-посадочной полосы составляет 527 метров, ширина — 30 метров, уклон — 11,7%.

Аэропорт используется для пассажирских рейсов и для транспортировки грузов в Луклу и другие города и деревни к северу от Луклы, поскольку в этот регион нет дороги. Между Луклой и столицей Непала Катманду предусмотрены ежедневные рейсы в светлое время суток и в хорошую погоду. Хотя расстояние полёта короткое, погода часто вносит коррективы в расписание. Рейсы откладываются из-за сильных ветров, облачного покрова и изменения видимости в аэропорту Луклы. Аэропорт круглосуточно патрулируется непальскими военными и полицией.

Аэропорт получил своё нынешнее название в 2008 году в честь первых покорителей Эвереста: Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари.

Альтипорт Куршевеля

Альтипорт Куршевеля

Альтипорт Куршевеля
Автор снимка Peter Robinett, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Альтипорт Куршевеля (фр. Altiport de Courchevel) — это небольшой горный аэропорт, обслуживающий Куршевель, знаменитый горнолыжный курорт во французских Альпах. Аэропорт имеет очень короткую взлётно-посадочную полосу длиной всего 537 метров с уклоном 18,6% (по другим источникам 525 метров и уклон 18,5%).

Аэропорт считается очень опасным, поскольку имеет сложные условия посадки, короткую взлётно-посадочную полосу и лыжные трассы в прилегающей зоне. Тот же американский телеканал The History Channel оценивает альтипорт Куршевеля как седьмой самый экстремальный аэропорт в мире. Кроме того, из-за окружающей гористой местности не существует возможности ухода на второй круг при посадке самолёта, поэтому от пилотов требуется немалый опыт и мастерство.

Аэропорт Куршевеля в основном принимает малые самолёты, такие как Cessna 208 Caravan, а также вертолёты. Взлётно-посадочная полоса не оснащена радионавигационной системой захода на посадку и средствами освещения, что делает посадку в тёмное время, в тумане или при низких облаках небезопасной и практически невозможной.

В настоящее время авиакомпания Alpine Airlines является, по их данным, единственной компанией в мире, предлагающей коммерческие рейсы в аэропорт Куршевеля.

Аэропорт Густава III

Самые опасные аэропорты - Аэропорт Густава III

Аэропорт Густава III
Автор снимка enrique galeano morales, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Аэропорт Густава III, также известный как Сен-Бартелеми или Сен-Жан — это аэропорт гражданской авиации, расположенный в городе Сен-Жан на карибском острове Сен-Бартелеми. И аэропорт, и главный город острова Густавия названы в честь шведского короля Густава III, при котором Швеция получила остров от Франции в 1784 году.

В 1984 году министр связи Швеции Ханс Густафссон открыл здание терминала аэропорта Густава III. А в 2015 году аэропорт получил название Аэропорт Сен-Бартелеми имени Реми де Хэнена (Aéroport de Saint-Barthélemy-Rémy-de-Haenen), названный в честь местного авиационного первопроходца и позже мэра Сен-Бартелеми.

Аэропорт обслуживает региональные коммерческие и чартерные рейсы, совершаемые небольшими самолётами, такими как DHC-6 Twin Otter или de Havilland DHC-7.

Короткая взлётно-посадочная полоса, длиной всего 640 метров, начинается у подножия холма и заканчивается на пляже, где отдыхают туристы. Несмотря на кажущуюся безмятежность солнечного карибского рая, этот аэропорт несёт пилотам и пассажирам довольно серьёзные опасности. Коридор, в котором построена взлётно-посадочная полоса, невероятно узок, и самолёты приближаются на критическое расстояние, которое может привести к столкновению со склонами холма или к падению в океан.

Аэропорт небезопасен не только для тех, кто находится на борту. Самолёты взлетают и приземляются прямо над головами туристов, для которых установлены предупреждающие знаки, призывающие людей не принимать солнечные ванны в опасном месте.

Телеканал The History Channel считает аэропорт Густава III третьим наиболее опасным аэропортом в мире.

Аэропорт Барра

Аэропорт Барра

Аэропорт Барра
Автор снимка Tom Parnell, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Аэропорт Барра с короткой взлётно-посадочной полосой расположен в неглубокой бухте на острове Барра, Шотландия . Аэропорт является уникальным и единственным в мире, где регулярные рейсы используют пляж для приземления и взлёта воздушных судов.

Пляж состоит из трёх песчаных взлётно-посадочных полос в треугольнике, отмеченных постоянными деревянными заборами на концах, которые почти всегда позволяют самолётам совершать посадку, учитывая направление ветра. Во время прилива взлётно-посадочные полосы покрывает море, так что расписание прибывающих рейсов меняется в зависимости от прилива. Длина ВПП – 680, 799 и 846 метров.

Иногда из аэропорта Барра самолёты совершают аварийные рейсы в ночное время, при этом для освещения взлётно-посадочной полосы используются световые приборы автомобилей, а на пляж укладываются светоотражающие полосы. Хотя аэропорт не имеет сертификации для проведения ночных полётов.

Аэропорт Барра имеет обычную лицензию CAA, которая разрешает полёты судов гражданской авиации и учебные полёты, и принимает в основном самолёты DHC-6 Twin Otter.

Международный аэропорт Гибралтара

Самые опасные аэропорты - Международный аэропорт Гибралтара

Международный аэропорт Гибралтара
Автор снимка Mike McBey, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Международный аэропорт Гибралтара, который обслуживает эту британскую заморскую территорию. Уникальной особенностью этого аэропорта является то, что взлётно-посадочная полоса до недавнего времени проходила через Уинстон-Черчилль Авеню, главную автомобильную артерию города, ведущую к сухопутной границе с Испанией. Транспортные средства должны были останавливаться каждый раз, когда приземлялся или взлетал очередной самолёт. Эта проблема была решена в 2017 году, когда под ВПП был построен автомобильный туннель.

В коротком видеоролике, снятом до строительства туннеля, видно, как перед прибытием самолёта British Airways закрываются шлагбаумы и начинает скапливаться автомобильный затор.

Видео третьей стороны: YOUTUBE-канал efbeVideo

Аэропорт был построен на территории ипподрома во время Второй мировой войны, когда Гибралтар был важной военно-морской базой для британцев. В 1939 году состоялось открытие аэропорта в качестве аварийного аэродрома для Королевского военно-морского флота Великобритании. Однако позже взлётно-посадочная полоса была расширена.

Многие факторы делают аэропорт Гибралтара одним из самых опасных аэропортов в мире. Относительно короткая взлётно-посадочная полоса, длиной всего 1830 метров, близость к Гибралтарской скале, сильные поперечные ветра, особенно зимой, вокруг скалы и через залив Альхесирас: всё это делает посадки самолётов очень некомфортными и экстремальными, а пилотов заставляет быть предельно внимательными.

Аэропорт принадлежит Министерству обороны Великобритании для использования Королевскими военно-воздушными силами на Гибралтаре. Но аэропорт обслуживает и пассажирские рейсы. Гражданские операторы используют специально отведённый для этого терминал.

Международный аэропорт Тонконтин

Международный аэропорт Тонконтин

Международный аэропорт Тонконтин
Автор снимка enrique galeano morales, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Международный аэропорт Тонконтин — гражданский и военный аэропорт, который обслуживает город Тегусигальпа, столицу государства Гондурас. Телеканал The History Channel оценивает его как второй самый опасный аэропорт в мире. Подход к аэропорту считается одним из самых сложных для всех воздушных судов, особенно при неблагоприятных погодных условиях.

Аэропорт получил всемирную известность как один из самых опасных в мире из-за его близости к гористой местности. Взлётно-посадочная полоса расположена в долине, окружённой горами, и есть только один коридор для входа и один коридор для выхода самолётов, что значительно увеличивает риск катастрофы.

Дополнительными факторами риска являются короткая взлётно-посадочная полоса и исторически сложные условия захода на посадку. В течение многих лет предпринимались попытки перенести аэропорт в другую дислокацию. Однако в настоящее время Тонконтин значительно улучшен в плане безопасности полётов, хотя и остаётся в зоне высокого риска.

Асфальтовая взлётно-посадочная полоса расположена на высоте более 1000 метров. До мая 2009 года длина ВПП составляла всего 1863 метра. В 2007 году условия захода на посадку были значительно облегчены благодаря горным работам. После этого в мае 2009 года южный торец взлётно-посадочной полосы достроили, и длина ВПП увеличилась до значения 2021 метр (по другим источникам – до 2163 метров).

Boeing 737-800, эксплуатируемый авиакомпанией Copa Airlines, является самым крупным самолётом, который обычно приземляется в Тонконтине. Несмотря на расширение, взлётно-посадочная полоса Тонконтина по-прежнему значительно короче, чем в большинстве современных международных аэропортов.

Международный аэропорт Принцессы Юлианы

Международный аэропорт Принцессы Юлианы

Международный аэропорт Принцессы Юлианы
Автор снимка alljengi, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Международный аэропорт Принцессы Юлианы обслуживает голландскую часть острова Сен-Мартен в Карибском море. Из-за относительно короткой взлётно-посадочной полосы, расположенной в непосредственной близости от берега, аэропорт известен тем, что гигантские самолёты пролетают над пляжем Махо всего в 10-20 метрах над головами туристов, лежащих на пляже. Настоящий рай для любителей сделать экстремальные фотоснимки.

Длина взлётно-посадочной полосы составляет 2300 метров – это на грани достаточности для больших авиалайнеров, которые регулярно принимает аэропорт Принцессы Юлианы. В зависимости от погодных условий степень сложности взлёт-посадки для пилотов – от средней до высокой.

Аэропорт построен в 1943 году и назван в честь кронпринцессы Юлианы, побывавшей на острове Сен-Мартен в 1944 году, за четыре года до вступления на престол в качестве королевы Нидерландов.

Международный аэропорт Криштиану Роналду

Самые опасные аэропорты - Международный аэропорт Криштиану Роналду

Международный аэропорт Криштиану Роналду
Автор снимка Michael Gaylard, опубликовано без изменений исходного файла по лицензии CC BY-SA 2.0

Название «Международный аэропорт Криштиану Роналду» появилось совсем недавно – в июле 2016 года. До этого этот опаснейший аэропорт был известен как Международный аэропорт Мадейры, или аэропорт Фуншала. Расположенный на острове Мадейра (Португалия), аэропорт, принимающий большие современные лайнеры, имеет относительно короткую взлётно-посадочную полосу – 2781 метр, которая получила свои нынешние размеры после реконструкции, завершившейся в 2002 году. До перестройки было две взлётно-посадочных полосы была длиной 1600 метров (с момента открытия в 1972 году); длина ВПП была увеличена до 1800 метров после модернизации, связанной с катастрофой самолёта в 1977 году, повлёкшей гибель 131 человека.

Аэропорт Криштиану Роналду окружён Атлантическим океаном с одной стороны и высокими горами с другой. Новая часть аэропорта (после реконструкции 2002 года) расположена на 180 железобетонных столбах диаметром 3 метра и высотой до 50 метров.

В аэропорт Мадейры прилетают самолёты, управляемые пилотами, прошедшими специальную подготовку. Чтобы пойти на посадку, лётчики совершают заход по часовой стрелке, направляя воздушное судно на горы, а затем резко поворачивают направо. Сложность посадки многократно увеличивается в ветренную погоду, которая на Мадейре случается довольно часто. В коротком фильме ниже можно увидеть, как самолёты не могут приземлиться с первой попытки и уходят на повторный круг. Представьте, что чувствуют пассажиры, находящиеся на борту.

Видео третьей стороны: YOUTUBE-канал aviationchannel2010

В 2016 году было объявлено, что аэропорт будет переименован в Международный аэропорт Мадейры Криштиану Роналду (Aeroporto Internacional da Madeira Cristiano Ronaldo) в честь знаменитого футболиста Криштиану Роналду, который родился на Мадейре. Презентация переименованного терминала состоялась 29 марта 2017 года.

Юрий Мурзаев

Сегодня в СМИ

Оставить комментарий

avatar
  Подписка  
Уведомлять о

Подписка на рассылку

Будьте в курсе. Новые истории по электронной почте. Гарантируем отсутствие спама.

Согласен на обработку персональных данных Политика конфиденциальности